Девиантное поведение подростков и детей

февраля 14, 11 Автор Михаил

Под девиантным поведением (лат. deviatиo — отклонение) понимают систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированных психических процессов, нарушении процессов самоактуализации и уклонении от морального и этического контроля личности над собственным поведением.

Девиантное поведение подростков и детей

Девиантное поведение подростков и детей

Как отмечено, среди зарубежных исследователей нет единого взгляда на термин «девиантное поведение». Одни считают, что речь идет обо всех отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предлагают охватывать этим понятием только нарушение правовых норм, третьи — различные виды социальной патологии (алкоголизм, наркотики, убийства). Несмотря на это, в научном обороте, кроме «девиантное поведение личности», употребляют и другие термины, в частности, безнравственное, противоправное поведение, поведение больного человека и др.

Детей, за которыми наблюдают определенные проявления девиации, в практике социально-педагогической деятельности характеризуют как «трудновоспитуемых», «педагогически запущенных», неприспособленных к школе, фрустрированных, «неудобных», «тяжелых», «безнаглядных», «дискомфортных» и т.п.К нарушениям поведения и возникновения вредных привычек у детей могут привести неблагоприятные микросоциальные, социально-психологические и индивидуально-биологические факторы (особенно в периоды возрастных кризисов). В основном девиации проявляются именно в подростковом возрасте.

Первопричиной, которая приводит к отклонениям в поведении, является игнорирование особенностей этого возрастного периода, недооценка взрослыми глубоких возрастных противоречий в развитии подростка. Нарушение взаимоотношений ученика с классом, изолирование его в коллективе, неприятие учителем, трудности в учебной нагрузке, общении, самоопределении, — все это побуждает ребенка искать другое сообщество сверстников, или старших по возрасту школьников, в которой бы исчезало эмоциональное напряжение, вновь появилась возможность самоутвердиться и самореализоваться как личность.

Беспокойство вызывает тот факт, что то (другое) среда не всегда будет иметь адекватную социальную направленность. Одновременно девиации в поведении школьников обусловлены не только возрастными особенностями. Значительное место отводится семье, как основной ячейке формирования личности. Опыт, который ребенок приобретает в семье, определяет его индивидуальное поведение. Если ребенок в семье имеет возможность наблюдать и находиться в среде эмоционально позитивных связей, то асоциальные влияния других сред не иметь на нее деформирующих влияний. А в семьях, где нет гармоничности в отношениях, влияния асоциальных элементов на развитие ребенка будут значимыми.

Социально-экономические изменения привели к тому, что семья, как важный социальный институт, не в состоянии реализовать в должной мере свои возможности жизнеобеспечения и воспитания детей, их оздоровления и лечения, получение образования и специальности, духовного и культурного развития. В психолого-педагогической литературе все чаще встречаются понятия проблемной семье по положению детей. Под ним понимают семьи, которые в силу разных причин полностью или частично потеряли свои воспитательные возможности, в результате чего у них сложились неблагоприятные условия для воспитания ребенка.

Категория проблемных семей стала общественным явлением. Как отмечают ученые, недостатками семейного воспитания обусловлено 60-80% случаев противоправного поведения несовершеннолетних и молодежи. Большая часть детей, совершивших преступления, выросли в проблемных семьях, каждый третий подросток-правонарушитель имеет неполную семью, у 10% подростков, совершивших преступление, родственники были лишены свободы. Из года в год увеличивается количество детей, отобранных у родителей вследствие социальной несостоятельности семьи. Еще одной из причин детских девиаций нашего времени можем назвать и выезд родителей за границу на работу.

Как свидетельствуют приведенные статистические данные, растет детская безнадзорность, преступность, алкоголизм, наркомания, проституция и социальное сиротство. С этим важное значение приобретает профилактическая и коррекционная работа социально-психологической службы общеобразовательной школы; социальных служб для детей, семьи и молодежи; неприбыльных организаций, осуществляющих социально-педагогическую деятельность.


Как вариант решения проблемы является пропаганда и привлечение молодежи к физическому воспитанию и спорту, к участию в кружках, различных воспитательных мероприятиях, экскурсиях и походах по родному краю. Вместе педагогические работники и психологическая служба школы должны тесно сотрудничать с семьями, где находятся дети, поведение которых подлежит коррекции (посещать таких учеников дома, проводить беседы с родителями, консультировать в воспитании «трудных подростков»,привлекать родителей и учеников к участию во внеклассных мероприятиях).

Итак, девиации в поведении детей и подростков является результатом сложного взаимодействия социальных и биологических факторов. Изменения, происходящие с девиантным лицом на разных уровнях, требуют профессионального вмешательства специалистов по социально-педагогической работе. Следствие такой работы — осуществление и закрепления позитивных изменений в поведении, способствующие гармонизации развития личности молодого человека.

Popularity: unranked [?]

Поделитесь с друзьями!
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок

Эта запись без комментариев... но Вы можете быть первым.

Оставить Ответ

Вы можете войти чтобы написать комментарий.